|
Разделы сайта: Главная Дизайн Потолки Стены Обои Полы Штукатурка Арки Перегородки Окна Жалюзи Двери Решетки Лестницы Кафель Сантехника Балконы Электромонтаж Кондиционеры Инструменты Оборудование Строительство |
Материал и дизайн лестницыТрадиции и новацииЕжедневный контакт с предметом, пользование которым является функцией практической и неминуемой, не может оставаться незаполненным позитивными эмоциями. Комфортность пользования лестницей, заложенная на уровне конструирования и предполагающая необременительность подъёма, последовательно должна быть дополнена эстетическим комфортом, то есть гармония в индивидуальном восприятии окружающего вещного мира должна быть достигнута известными нам методами — дизайном. Следуя логике, основанной на конструктивном решении лестницы, можно продолжить рассмотрение вариантов её возможного исполнения, обратившись как к традиционным, так и к самым неожиданным для изготовления лестниц материалам. Существуют определённые, исторически сложившиеся комбинации материалов, гармонирующие с каждым из стилистических направлений дизайна лестниц. Классический дизайн:А. Дерево — наиболее распространённый вариант решения любых задач, в том числе и связанных с декором. Классические формы позволяют многое, но только дерево может стать основным материалом для любой из возможных конструкций лестницы, создаваемой в рамках классического дизайна. Это обусловлено в первую очередь его доступностью и относительно небольшой массой (что немаловажно при возможных ограничениях на нагрузки). Кроме того, дерево позволяет декорирование и окрашивание в любой из возможных цветов, вплоть до всевозможных имитаций (искусственное старение, патинирование, позолота, тонирование в цвета экзотических пород древесины и пр.) При этом следует обратить внимание на то, что формально вся стилистика и выверенные временем формы и элементы лестниц уже отобраны и, начиная с формы балясин, имеют свои жёсткие рамки в сочетаниях и применении. Б. Дерево+металл и камень+металл — превосходное слияние в этих парах материалов необычайно требовательно к точности избранного дизайнером декора — любые попытки компиляций на уровне «псевдоклассики» приводят к аляповатым или, как минимум сомнительным и приблизительным решениям. Ажур и узоры металла (как правило ковка, реже литьё) — не что иное, как абсолютное воплощение стиля, избранного в качестве основного — ампир ли это, барокко, рококо и т.д. По сути, в понятие классического дизайна (т.е. не авторского) можно включать все стили, исторически определившиеся и оформленные как стиль, вплоть до модного ныне Ар Деко. Соответственно, инструмент декорирования и проектирования — это базовые, классические «апорты», «вензеля», «рокайли» и прочие элементы архитектуры стиля, строгие в своём исторически выверенном виде. Поэтому во многих случаях (практических, поскольку жизнь есть жизнь) рекомендую начинать свой выбор с осмысленного разглядывания хорошей книги по истории искусств и архитектуры. Это может быть даже адаптированная Энциклопедия для детей (ничего обидного, там просто нет ничего «лишнего»), сжато и концентрированно определяющая стили в архитектуре на примерах классических интерьеров и экстерьеров; В. Камень — и север, и юг, все стороны света и жилища в них. Как наиболее трудоёмкий и тяжёлый (в прямом смысле) материал, камень требует особого внимания и при строительстве, и при декорировании с его применением. Каменная лестница сама по себе создаёт нагрузки, которые среднестатистический дом не способен нести. Естественно, что особые условия применения камня исторически вывели его в «топ», как материал для дворцов (те местности, в которых дерево стоило дороже камня, в современных условиях глобализации лишены такой особенности, но традиционно деревянная отделка почитается там как признак особого достатка). Следовательно, «дворцовая» принадлежность каменных лестниц наложила свой отпечаток роскоши и на архитектурные особенности этих конструкций. Применение дорогих пород и тщательность обработки дополняется, как правило, таким же тщательным и роскошным набором средств декора. Главной особенностью классических каменных лестниц (если это именно классические формы) можно также считать то, что как проектирование, так и воплощение их в материале, требуют совершенного знания материала, его особенностей и законов декорирования — любой дилетантский подход в работе с этим вечным материалом исключён. Опыт компаний и архитекторов, работающих с камнем, единичен и ценен именно как совокупность эстетических знаний и знаний практических. Отдельных, существующих вне полного технологического цикла, специалистов, в этом виде лестницестроения и дизайна если и можно встретить, то, как показывает опыт, это профессиональные скульпторы, работающие с камнем многие годы, освоившие почти все смежные профессии в рамках этой технологии — но их единицы. Знание всех средств дизайна и декора каменных лестниц, доступное специалистам, безусловно, эксклюзивны, однако, некоторые особенности стиля таковы: 1. Начиная с конструкции, которая подчёркнуто парадна (криволинейная, Т-образная и пр.), в узловых местах при старте, поворотах, углах и окончаниях применяются наиболее значительные архитектурные элементы (скульптура, вазы, колонны и пр.); 2. Ширина подобных лестниц, как правило, гораздо больше обычных, в том числе и потому, что массивное ограждение из камня занимает значительное место. Массивность ограждения и ступеней предусматривает их полноценное декорирование по всем объёмам и плоскостям (развитая схема профилей на поручнях и ступенях, активные формы балясин или декоративных рельефов на ограждении из массива камня и пр.); 3. Важную роль играет покрытие подобных лестниц ковровыми дорожками, с применением специальных металлических ковродержателей, а также декорирование стен в зоне прохождения лестницы соответствующими стилю аксессуарами (картины, светильники, рельефы и пр.). Начав разговор о неразрывной связи выбранного стиля дизайна и использующихся материалов с «классики», мы тем самым отдали дань тому, что классический дизайн является наиболее востребованным, консервативным и стабильным по своему веками селектированному набору элементов, а также по воздействию на человека, живущего в стрессовом, постоянно меняющемся мире. Вечные ценности успокаивают и, к тому же, универсальны как в своей эстетике, так и в ликвидности. Однако если следовать логике исторического развития стилей, а также их социальной иерархии, то следовало начать с наиболее «домашнего» варианта, того, который считается сегодня как винтажным, так и актуальным — поскольку будит в человеке городском память предков — жителей деревни. Кантри дизайн — эстетика и материалУ этого стиля множество версий и аналогий — это и винтаж (состаренные материалы и поверхности), и «этно», и множество иных возникающих аллюзий. В общем-то, это — игра. Артистическая, дизайнерская, индивидуальная, предполагающая наличие множества самостоятельных решений и прочтений. В большинстве своём, используются адаптированные варианты, учитывающие особенности таких же адаптированных интерьеров, внося в них свойственную ценителям стиля легкую иронию и любовь к неоднозначным решениям. Традиционно используется дерево различных видов отделки и даже стилей (да-да — лёгкая «небрежность» в покраске и намеренная винтажность исполнения и классическая лестница переходит в наш кантри-стиль) — детали, фактуры и точность акцентов решают если не всё, то многое. Возможные варианты обработки дерева с использованием искусственного старения могут дать ту необходимую историчность, которая присуща старым имениям и усадьбам. Применение керамики как в виде ступеней, так и при декорировании подступенков даёт возможность привнести элементы стиля в скучную и безликую лестницу — набор разнокалиберных плиток с этно-орнаментом и даже куски битой разноцветной плитки вполне смогут соседствовать с лоскутными ковриками в деревенском стиле. Использование намеренно неровной и окрашенной под «известь» штукатурки даст южный акцент средиземноморья и сделает светлее и теплее наши тёмные и холодные зимние дни. Кантри — это стиль, определяемый во многом деталями и аксессуарами — поэтому и среда, в которой находится лестница, наполнена разными предметами, порой не имеющими никакой практической ценности, но делающими интерьер живым и неповторимым. Любовь к фактурам и сложным цветовым решениям, поверхностям и геометрически неправильным формам, ассиметрия и контрасты — такой фьюжн может быть использован даже в качестве акцента в отдельной части интерьера. Важно только при этом помнить, что неумелая стилизация может привести не только к вульгаризации стиля, но и к элементарной порче вполне до этого доброкачественного изделия. Всегда интересны радикальные, смелые решения. Материалы, использующиеся при создании лестницы при этом практически не имеют значения — использование самых неожиданных и парадоксальных сочетаний не только возможно, но и полностью соответствует карнавальному по сути декорированию интерьеров в стиле этно-кантри. В качестве комментария можно сказать, что именно кажущиеся смелыми и неожиданными находками дизайнера лестницы — находятся в абсолютно реальных, имеющих историю домах. Эстетика естественного течения жизни убедительна настолько, что самоирония в этом контексте становится вещью совершенно необходимой. Целостность современного мира зиждется на том, что прежде разорвало бы его на миллиарды осколков — на индивидуальности. Обратной стороной, вовсе не исключающей сказанное выше, приходится признать полную стандартность и индустриальную повторяемость тиражированных изделий массового жанра. Современный дизайн — от авторского до анонимногоХарактерной тенденцией или, кратко и модно говоря, трэндом, является то, что в процессе продаж любого товара результат работы дизайнера стал определяющим. Функция вещи, не будучи оплодотворенной эстетикой и магией образа, остаётся невостребованной современниками эпохи дизайнерских брэндов. Более того, во всём мире растут продажи товаров категории «премиум» — то есть тех, в которых главными составляющими является качество и дизайн. Элементами свободы выражения становятся не только и не столько дорогостоящие материалы, сколько оригинальные решения, эту свободу олицетворяющие. Авторство и эксклюзивность, авторство и массовый тираж — всё имеет свою цену, материал и конечного потребителя. В первом случае дизайн лестницы является, как правило, результатом работы архитектора объекта, проектирующего интерьер, и решающим здесь является как личность дизайнера, так и уровень решаемых им задач. Идеи и концепции, воплощённые в материале, порой поражают даже специалистов непредсказуемостью комбинаций материалов и их применением в самых неожиданных версиях. Криволинейные стеклянные поверхности плоского стекла, ограждающие лестницу, лестницы из цельного металлического листа, сжатые в гармошку и не имеющие сварных швов, красные и белые, синие и золотые — архитекторы видят их чаще всего как элемент творчества и не отказывают себе в возможности поэкспериментировать. Говоря объективно, подобный подход к созданию лестниц имеет кроме художественной ценности ещё и технологическую, так как заставляет компании-производители работать над новыми решениями как в конструкции, так и с возможностью реализовать задуманное технологически — ведь многие проекты подчас кажутся нереализуемыми. Компиляция и фьюжн — абсолютизированные постмодернизмом, часто используют сочетания казалось бы несовместимых материалов и приёмов, давая возможность иронично отнестись как к собственному взгляду на жизнь, так и к исторически сложившимся критериям ценности разных приёмов и материалов. Возможности и свойства материалов, сложившиеся представления об их использовании при изготовлении лестниц, подвергаются ревизии многими дизайнерами и архитекторами, создающими лестницы как объекты искусства. Ценность уникальных объектов-лестниц, созданных по проекту талантливых дизайнеров, в совокупности с их точной реализацией, пожалуй, не зависит от норм и привычных оценок, исходящих из стоимости применяемых материалов – волюм подобных предметов состоит из иных оценочных факторов. Определяющим фактором является идея. Во втором случае, когда современный дизайн стал предметом массовым и являет себя в изделии индустриального тиража, мы можем видеть его стремление к стандартизации и некоторой анонимности, которую из известных нам компаний пытается преодолеть IKEA, указывающая авторов дизайна продаваемых предметов. По условиям производственным и маркетинговым лестницы такого рода не могут иметь ни экспериментального внешнего вида, ни сложных технологических решений, ни дорогих материалов в своей основе. Стекло заменяется композитами и пластиками, металл применяется в виде унифицированных и мобильных элементов, ступени чаще всего прямоугольные и готовые к монтажу в сочетании с различными типами ограждений. Элементы ограждений, обладая несомненными признаками работы хорошего дизайнера, вполне могут быть индустриальными и предлагаться на выбор потребителям в каталогах и шоу-румах производителей. Стилистические нюансы, варианты отделки и материалов допускают возможность применять готовые элементы лестниц в создании самых разных конструкций и комбинаций. Как пример унифицированных узлов крепления (в данном случае имеющих патент) и одновременно отвечающих требованиям, предъявляемым к изделиям современного дизайна, можно привести несколько вариантов крепления поручня и ограждения, изготавливаемых именно для многовариантного применения в различных сочетаниях. Игорь Макаров Источник: www.lestnitsa.ru
|
Ремонт и строительство © 2007-2015. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. |