Ремонт и строительство. О стилях в дизайне и архитектуре

Ремонт и строительство

 
на главную добавить в избранное почта

Разделы сайта:

Главная
Всего на сайте свыше 250 статей с фотографиями, схемами, рисунками.

Дизайн
О стилях в дизайне и архитектуре. Дизайн-проект. Советы дизайнера...
всего: 22 статьи.

Потолки
Классический. Потолочные обои. Гипсокартон. Подвесной...
всего: 12 статей.

Стены
Покрытие стен. Покраска стен. Обивка тканью...
всего: 10 статей.

Обои
Жидкие обои. Флизелиновые обои. Обои под покраску...
всего: 10 статей.

Полы
Настилка линолеума. Ламинат. Паркет. Ковролин. Ковровая плитка...
всего: 22 статьи.

Штукатурка
Штукатурные работы. Шпатлевки. Оштукатуривание. Дефекты штукатурки...
всего: 10 статей.

Арки
Арки. Арка своими руками. Арки из массива. Арочные проемы...
всего: 6 статей.

Перегородки
Демонтаж стен. Кирпичные. Деревянные. Блочные перегородки...
всего: 10 статей.

Окна
Деревянные окна Пластиковые окна Алюминиевые окна Монтаж окон...
всего: 19 статей.

Жалюзи
Дизайн окон. Виды жалюзи. Уход за жалюзи. Рольставни. Роллеты...
всего: 16 статей.

Двери
Типы дверей. Входные двери. Металлические. Пластиковые. Стеклянные двери...
всего: 29 статей.

Решетки
Как выбрать и установить решетки на окна. Кованые решетки. Заборы. Живые заборы...
всего: 15 статей.

Лестницы
Какими бывают лестницы. Лестница как механизм. Винтовые. Навесные...
всего: 24 статьи.

Кафель
Все, что нужно знать о кафеле. Типы керамических плиток. Какую плитку выбрать...
всего: 22 статьи.

Сантехника
Санфаянс. Подвесная сантехника. Душевая кабина своими руками...
всего: 7 статей.

Балконы
Различные способы остекления лоджий или балконов. Безрамное остекление...
всего: 5 статей.

Электромонтаж
Электротехнические работы в квартире. Правила монтажа электропроводки...
всего: 4 статьи.

Кондиционеры
Как выбрать кондиционер. Как правильно установить кондиционер...
всего: 4 статьи.

Инструменты
Как выбрать шуруповерт. Ударная дрель или перфоратор. Выбираем малярный валик...
всего: 6 статей.

Оборудование
Бетоносмесительное оборудование. Строительные леса...
всего: 2 статьи.

Строительство
Строительство дома. Как построить дом из пенобетона...
всего: 2 статьи.

О стилях в дизайне и архитектуре

Что такое стиль?
«Стиль», «стилистика», «стилизация» - подчас, наиболее часто используемые слова в разговоре архитектора или дизайнера с Заказчиком. При этом, данные термины для Заказчика могут иметь весьма туманный смысл, что недопустимо.

Вы неверняка встречались с утрированно-упрощенной трактовкой этих понятий, например: "Стиля всего два - «Классика» и «Модерн»" (это часто можно услышать от производителей и продавцов мебели и отделочных материалов).

Другой крайностью, подчас разрушающей всякое понимание и правильную постановку задачи является употребление целого спектра сложносочиненных понятий. Например, можно услышать такое: "Мне, пожалуйста, сделайте квартиру в мягком хайтеке с элементами итальянской готики".

Действительно, определение стиля в каждой практической работе архитектора или дизайнера очень гибко и должно, прежде всего, опираться на индивидуальность Заказчика, его пожелания и его собственный вкус, а уже на этой базе стать концептуальным воплощением идей дизайнера или архитектора. Кроме того, нельзя отрываться от так называемого «архитектурного контекста», в котором проводится работа - необходимо учитывать конструкцию здания и окружающую архитектуру.

Мы подходим к стилю как к языку для выражения основной идеи проекта. Формируясь в ходе проектной работы, идея может принимать те или иные стилистические формы. Именно это стремление к эстетическому единству объекта часто приводит к довольно условному понятию «стиль».

Определяемый скорее интуитивно, он подчас не укладывается в классические определения. Именно поэтому на нашем сайте названия стилей Вы можете встретить, как правило, в кавычках.

Для того, чтобы сделать прозрачнее эти определения, мы остановимся подробнее на некоторых основных стилях и стилеобразующих.


Стили и стилеобразующие
Знаете ли вы, что мы с вами живем в эпоху эклектики (или, что то же самое, - историзма)? Внесем ясность в употребление этого термина. Эклектикой называют эпоху внестилевого развития архитектуры.

Эклектика наступает, когда очередной господствующий стиль уже "выработал себя", а новый еще не создан. Тогда зодчие обращаются ко всему архитектурному наследию (истории), заново обучаясь и переосмысливая накопленный опыт. Во всяком случае, именно так эклектику трактует современная история архитектуры.

Поэтому, собравшись, что-нибудь строить или создавать интерьер перед нами встает довольно трудная задача выбора стиля, создавать который, очевидно, легче на основе некоторой осведомленности.

Далее мы предлагаем вам коротко проследить развитие стилей (архитектурных и интерьерных) в историческом аспекте.


Древний Египет
О стилях в дизайне и архитектуреЕгипетский стиль мы знаем исключительно благодаря развитому заупокойному культу древних египтян.

Они, наивные, верили, что если тело усопшего мумифицировать, наделить посмертно всем нажитым и поместить его в "пирамиду", то дух тела Ка, вернувшись из страны мертвых, навестить потомков узнает "себя" и войдет в свое тело.

О стилях в дизайне и архитектуреПоэтому дошедшие до нас памятники - это храмы, дворцы и гробницы, т.е. монументальные сооружения, призванные олицетворять собой Вечность. Хотя стиль просуществовал на протяжении 4000 лет, традиции декорирования практически не изменялись.

Стены, пилоны, колонны как правило испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной "египетской" позе - голова и нижняя часть тела - в профиль, а туловище и руки - в фас.

В постройках встречается 3 типа колонн - лотосовидная (капитель в виде цветка или бутона лотоса), папирусовидная (капитель в виде связки папируса) и гаторическая (капитель с изображением головы богини Гатор - женщины с головой собаки).

Исключение составляет Амарнский период - период правления Аменхотепа IV (1368-1351 гг. До н.э.). Запрет многочисленных старых культов и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств "в сторону человека".

Погребальные сцены сменили изображения бассейнов с плавающими рыбками, порхающих бабочек, трогательно-чувственных сцен из жизни.

Скульптура тоже приобрела новые неканонические формы (вспомните бюст его жены Нефертити). Впоследствии на элементах стиля базируется весь Ампир и отчасти Ар-Деко.

Античность
О стилях в дизайне и архитектуреПод античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима.

Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания.

О стилях в дизайне и архитектуреКак вы понимаете, все имеет свое объяснение. В отличие от египтян греки не были религиозными догматиками. Это был талантливый, веселый и жизнерадостный народ. У них, конечно были боги, но они были настолько "очеловечены", что имели все, присущие человеку пороки - глупость, жадность, чревоугодие и проч.

Основываясь на мифологии, наивно олицетворявшее силы природы, греческое искусство по сути являлось довольно реалистичным.

Нельзя не упомянуть о возникновении геометрии, как науки, позволившую осознать пропорции как меру гармонии. Величайшим достижением греческих зодчих было "изобретение" ордера (см.справочник) (художественной системы оформления стоечно-балочной конструкции) - дорического (Парфенон), ионического (хр. Ники Аптерос) и коринфского.

Древние Римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским и композитным ордерами.

Настоящее же достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (у греков не было ни того, ни другого) они "изобрели" арочно-ордерную ячейку (прим. - триумф. Арка). Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол.

Византия
О стилях в дизайне и архитектуреНа Востоке родился и эволюционировал так называемый центрический тип храма, когда центральное помещение делалось большим и, как правило, перекрывалось куполом.

Купол, являясь для верующих олицетворением рая небесного, присутствовал в качестве элемента любого храма. Однако купол имел довольно неприятную "конструктивную слабость" - он передавал на стены гигантский распор, из-за чего последние приходилось делать очень толстыми. Поэтому хроники часто отмечали обрушение куполов.

Так было и со знаменитым собором св. Софии в Константинополе. (Сейчас это Голубая мечеть в Стамбуле, поэтому мысленно уберите четыре высоких башни-минарета.)

При повторном возведении купола Анфимий и Исидор впервые использовали конструкцию, которую впоследствии назовут купол на парусах (см. справочник), и будут массово использовать и по сей день.

После крещения Руси в 998г. в Киеве, по образу Софии Константинопольской, строится София Киевская. Но чем дальше, тем влияние византийского зодчества на русскую культовую архитектуру все более ослабевает, уступая место исконно-русским традициям Черниговской, Владимирской и т.д. школ.

Романская архитектура (X-XII вв., нач. XIII в. Для некоторых стран)

В противовес восточному центрическому типу, на Западе развился тип храма, называемый базиликой. Важнейшим отличием романской архитектуры является наличие каменного свода.

Ее характерными признаками также являются толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, в основном, циркульные и полуциркульные арки.

Здесь, пожалуй, уместно познакомить Вас с понятием травеи (см. справочник). Травея - это проторяющаяся пространственная ячейка, образующая структуру средневековых церквей и соборов Западной Европы.

Романская травея базируется только на квадратном основании, т.к. в те времена строители еще не могли выкладывать каменные своды на прямоугольном основании.

Как только они этому научились, наступила эпоха готики.

Готика. (XII-XV вв.)
О стилях в дизайне и архитектуреГотическая архитектура зародилась во Франции в XII в. Коротко обрисуем историческую ситуацию... Средние века. Дикие нравы. Жизнь ушла из городов в укрепленные замки и монастыри. По дорогам бродят разбойники. Церковь настолько ортодоксальна, что полностью отвергает человеческое начало. "В моде" все "бестелесное" - удлиненные пропорции, ни малейшего намека на плоть. Возникает потребность в новом типе храма - просторном, эфемерно высоком, где человек чувствовал бы себя песчинкой.

Так в стремлении максимально разгрузить пространство интерьера готические строители придумали систему вынесенных наружу аркбутанов (наклонных опорных арок) и контрфорсов, т.е. готическую каркасную систему.

Теперь пространство между травеями заполнялось тонкими стенами, покрытыми "каменным кружевом" или цветными витражами в виде стрельчатых арок. Данная конструктивная система позволила достигнуть небывалой высоты сводов и, благодаря большим окнам, отличной освещенности.

Колонны, поддерживающие теперь своды, стали тонкими и собранными в пучки. Главный фасад (классический пример - Собор в Амьене) обрамлялся по бокам обычно 2-мя башнями, не симметричными, а слегка отличающихся друг от друга. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза.

О стилях в дизайне и архитектуреНеобходимо отметить некоторые особенности итальянской готики. Можно даже считать, что в Италии готики, в ее каноническом виде, вообще не было! И это не наша идея, а официальная точка зрения современной истории архитектуры.

Взять, к примеру, Дворец Дожей в Венеции. Конечно, глаз сразу замечает готические "трилистники" на окнах, небольшие окна-розы, пинакли, завитки-краббы.

Однако приглядитесь: пропорции-то романские! Сильные горизонтальные членения в виде карнизов и тяг, гладкая облицовка стен (вместо "кружева"), полуциркульные арки!

Видимо в Италии настолько были сильны античные традиции (память на генетическом уровне?), что готическое влияние здесь чувствуется лишь на декоративном уровне. Именно в Италии во 2-ой половине XIII в.

Начинается новая эпоха - Возрождение.

Ренессанс (Возрождение)
О стилях в дизайне и архитектуреВ противовес средневековым догмам в философии возникло новое течение - гуманизм, утверждающее силу разума, ценность и значение человеческой жизни.

Эпоха Возрождения в архитектуре начинается с творчества Филиппе Брунеллески. Брунеллески родился и вырос во Флоренции в семье нотариуса. Не обремененный "опытом предшествующих поколений", воспринявший эстетику гуманизма и изучивший архитектуру Античности Брунеллески смог совершить перелом в развитии архитектуры, который мы называем Ренессансом.

О стилях в дизайне и архитектуреЕго Воспитательный дом сегодня не выглядит чем-то необычным, а тогда он просто произвел фурор. В конструктивном же смысле происходит замена каменного "готического" каркаса стеной.

В средние века господа феодалы предпочитали селиться вдали от городов в фортификационных сооружениях - замках, а в связи с оживлением жизни в городах они стали строить себе городские "резиденции" - палаццо (см. справочник).

Это, по сути, те же замки (прямоугольник с внутренним двором), но т.к. нравы смягчились, стало возможным отказаться от башен, где в случае осады отсиживались хозяева и заняться декорированием фасадов.

Появляется этаж - горизонтальный пространственный слой, масштабно соотнесенный с ростом человека, выраженный в архитектурных формах на фасаде (Все, что было до Ренессанса принято называть ярусами.)

О стилях в дизайне и архитектуреПалаццо бывают рустиковые и ордерные. На них можно отметить отличительные ренессансные черты.

Прежде всего, горизонтальные членения фасада на этажи. Ослабевание руста по направлению снизу вверх. Ордер (пилястры, полуколонны, сандрики над окнами) применяется не в масштабе всего здания, а в масштабе этажа, а вот карниз - наоборот, чрезвычайно массивен и соотносится со всем зданием.

Интересны интерьеры позднего ренессанса. Его величайшим мастером был Микелянжело Буонаротти. Микелянжело был в большей степени скульптором, нежели архитектором. С этой точки зрения он создавал архитектуру как некий выигрышный фон для своих скульптур.

Сравните интерьеры раннего (Ф. Брунеллески - старая сакристия в церкви Сан Лоренцо) и позднего ( Микелянжело - апелла Медичи в той же церкви) Возрождения.

Брунеллески еще очень уважительно обращается с Ордером, а Микелянжело с ним, можно сказать, просто играет - пилястра попала в угол - не беда, он "ломает" ее под прямым углом.

Колонны и пилястры он сдваивает, меняет их ритм, ставит на них "разорванные" сандрики, раскреповывает стены и карнизы, придавая им дополнительную пластичность - это уже в чистом виде барочные приемы!

Барокко
О стилях в дизайне и архитектуреМикеланжело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент - пластику стены.

Венец его творчества - Собор Святого Петра в Риме причисляют уже к стилю Барокко.Последователи "последнего из титанов", двигаясь по пути усложнения, вообще отказываются от симметрии в композиции, открывая совершенно новые возможности стены. Она как бы лишается самой главной своей черты - надежности и монументальности, зато приобретает н ебывалую прежде пластику и динамику.

Возникают здания с выпуклым, вогнутым или даже криволинейным фасадом. Посмотрите на барочный фасад церкви Сан Карло у четырех фонтанов Франческо Барромини.

В интерьере (Шенбрун) тоже появляется капризная усложненность - скругленные углы, обилие зеркал, позолоченная лепнина, росписи потолков с использованием эффекта "перетекания" пространства в "заоблачную высь" - все это придает интерьеру подчеркнутую театральность.

На фасаде, в прочем как и в интерьере можно видеть очень много таких декоративных элементов, как барельефы, скульптурные группы, вазы, картуши и т.п.

«Классицизм»

О стилях в дизайне и архитектуре– Использование в оформлении помещений и фасадов элементов античной архитектуры, разработка, так называемой, «ордерной» организации декора.

Для основательных и консервативных людей.

 

«Романтизм»

О стилях в дизайне и архитектуре-Апелляция, скорее, к фольклорным и природным формам декора. Дикий камень, ковка, готические формы проемов, зеленые уголки и т. п.

Считается характерным для поэтических натур.

 

«Art-Nouveau»

О стилях в дизайне и архитектуре- По-русски было бы правильнее сказать «модерн», однако сейчас за этим термином закрепился совсем другой смысл. Стиль, появившийся на рубеже XIX и XX вв. Завершил в Европе длительный период эклектики и бесстилья конца XIX века.

Характерен «изысканной поэзией линий». Подчеркивает яркую индивидуальность владельца.

 

«Неомодерн»

О стилях в дизайне и архитектуре- Использование пластических форм Art-Nouveau для архитектурного оформления помещений на современной технологической базе.

Практически полное отсутствие орнаментов.

 

 

«Art-Deco»

О стилях в дизайне и архитектуре- «Стиль звезд», зародившийся в Париже в период между первой и второй мировыми войнами.

Легкость и изящество декора, пытающегося воспринять скорость и напор наступающего века машин. Широкое поле для демонстрации хорошего вкуса.

 

 

«Модернизм»

О стилях в дизайне и архитектуре- Порождение кубизма и «Баухауза». Поиск рациональной эстетики, вскрывающей технологическую и утилитарную суть вещей.

 

 

«Минимализм»


- Отсутствие декора, как такового. Поиск идеальных пропорций и цветовых соотношений в основных формах.

 

«Техно-Арт»

О стилях в дизайне и архитектуре

- Абсолютизация технологического аспекта. Выделение несущих конструкций и коммуникаций. Часто – имитация последних.

Источник: Dom4All

 

дальше




Ремонт и строительство © 2007-2015.
При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна.